Как написать авторскую икону. Русская Иконописная Школа
Продолжаем публиковать интересную беседу в студии «Радио Вера» Константина Мацана с представителями онлайн-школы иконописи «Русская Иконописная Школа» протоиереем Максимом Кокаревым и Еленой Стажук. Читайте 1 часть https://rishikon.ru/kak-napisat-ikonu-i-stat-blizhe-k-bogu-kak-obresti-veru/ и 2 часть https://rishikon.ru/kak-napisat-ikonu-bez-ruk-i-bez-nog-istoriya-ikonopiscza-grigoriya-zhuravleva-v-studii-radio-vera/
В этой публикации размещаем беседу о том, что такое авторская икона.
Константин Мацан:
Что такое авторская икона?
Елена Стажук, основатель и руководитель онлайн-школы иконописи Русская Иконописная Школа:
Любая икона — авторская, на самом деле. Потому что мы ее пишем. Например на обучающих курсах мы пишем икону по изводу Георгия Гашева. Извод Георгия Гашева Казанской иконы выбран для наших курсов с точки зрения чистоты и прозрачности образа. На нем легко учиться, поскольку видно каждый слой, как человек работает с краской.
И вот первая икона, которую пишут наши ученики —пишется по его образцу. Это просто эталон, в котором все выверено. На фотографии смотришь, каждый слой видно, как написан. Это учебник — качественный, добротный, хороший учебник.
И после того, как ученики слой за слоем скопируют, получается знаете как? Вот сколько людей — и все образы разные. Да, видно, что они все по канонам, они все точно-точно следовали каждый заданию — но образы настолько разные! У нас на выставках, которые мы проводим каждый год 2 августа выставляются работы наших учеников и сколько икон представлено: 100, 200 – они все отличаются.
То есть, это список. Икона никогда не бывает копией, если она написана руками мастера. Очень часто бывает, что первые работы похожи на маму…
Константин Мацан:
Да? А это намеренно происходит или…
Елена Стажук:
Да. Я думала над этим много, и пришла вот к какому-то выводу… Нет, абсолютно ненамеренно… Человек когда пишет икону — он пытается вложить туда все самое лучшее, на что он способен…
Почему человек вообще пишет… Когда он пишет икону, он о чем думает? Он думает: да как бы не испортить? Вот что я могу сделать для того, чтобы сделать как можно лучше? Очень высокая степень ответственности в обучении, в учебном процессе. Поэтому я даю им писать икону после подготовки – сначала проходит постановка руки, базовая катехизация.
После этого они начинают учиться сразу на иконе. Потому что скорости такой обучения я никогда бы не добилась, если бы я их, например, горку сначала три года заставляла рисовать. Они пишут икону — и они туда вкладывают ну вот все-все-все, что у них — все свои способности они мобилизуют для того, чтобы сделать как можно лучше.
И очень часто бывает, что раз — и похоже на маму. А мама — это образ, который у нас с детства. Ну мама же — самая красивая, самая лучшая!
На самом деле на иконе каждая деталь имеет свое значение. И в авторской иконе тоже. Но к авторской иконе нельзя приступать в начале своего пути в иконописи. Очень важно пройти серьезное обучение изучить традицию, прежде чем создавать новую иконографию, не характерную для русской иконописной традиции.
Одну из авторских икон Елены Стажук, а именно икону Божией Матери «Рождество», можно посмотреть по ссылке https://t.me/elena_icon/2362
Справка: Авторскую икону изучают в «Русской Иконописной Школе» на примере иконы всеми любимого святого. Святитель Спиридон Тримифунтский – трогательный образ с овечками, очень интересен многим, кто его видит впервые. На примере этой иконы, ученики знакомитесь с понятием «Авторская икона».
Курс доступен для тех, кто прошел обучение по программе «Подмастерье» и только по результатам собеседования с куратором курса.