Как написать икону и стать ближе к Богу. Как обрести веру
Под знакомые многим верующим и тем, кто хочет верить, звуки «Радио Вера» началась передача «Светлый вечер». В московской студии православного радио присутствовали гости из Самары: протоиерей Максим Кокарев, кандидат теологии, ректор Самарской духовной семинарии и основатель и руководитель «Русской Иконописной Школы» Елена Стажук.
С ведущим Светлого вечера Константином Мацаном говорили о языке иконы, об иконописи и связи ее с духовной жизнью человека, который пишет икону, о том, как написать икону, о церковных Таинствах и вере. Предлагаем к прочтению интервью, в котором кроме серьезных глубокомысленных вопросов были веселые шутки и много радости, которая может сделать светлым любой вечер.
Константин Мацан:
«Светлый вечер» на Радио ВЕРА — здравствуйте, уважаемые друзья. У микрофона — Константин Мацан. С трепетной радостью наших сегодняшних гостей приветствую — к тому же, гостей из Самары, к тому же, гостей, которые не в первый раз на Радио ВЕРА, и для нас хорошая традиция уже — встречаться с нашими братьями из Самары…
Сегодня, поскольку мы в такой компании — у нас тема прекрасная, потому что про иконопись и о том, как написать икону, поговорить всегда радостно… Знаете как, есть такая шутка, что существует два подхода к изучению русской культуры: первый, обычный — это медведи, снег и водка; а второй, продвинутый — это иконы, Достоевский, медведи, снег и водка.
Вот мы сегодня будем про продвинутый подход к изучению русской культуры говорить, в том числе потому что Елену мы представляем как руководителя необычного такого предприятия — онлайн-школы иконописи, «Русской Иконописной Школы». Давайте с места в карьер — скажем, что это такое…
Елена Стажук:
С удовольствием! «Русская иконописная школа» — это не случайное название. Это огромное такое сейчас уже — спустя три года работы — ежедневное тяжелое такое событие информационное… Поскольку онлайн иконописи раньше не учили, и казалось, что это невозможно. Как написать икону онлайн? .
Ну мне-то уже не кажется — у меня-то уже путь такой большой пройден, и у учеников у наших. Изначально я просто иконописец вообще по жизни, и родители мои — художники палехские, и в Самару я приехала как уже иконописец — с образованием художественным. И мне казалось, что невозможно научить… Но мне очень хотелось рассказывать всем, как написать икону! Мне очень хотелось как можно большему количеству людей рассказать о красоте иконы, о том, что это наши истоки, культура наша, это то, что должен каждый школьник знать, по-хорошему — что такое в России икона, какое она исторически значение имела…
И с этого началась «Русская Иконописная Школа». И не было в Самаре иконописной школы. И я попала в такое поле, где художников-иконописцев очень немного — по пальцам одной руки можно пересчитать серьезных действующих иконописцев; и учить никто не учит иконописи, а учиться хотят в основном взрослые люди…
То есть, не школьники думают: как написать икону, а осознанные люди, которым 35 плюс, 45 и так дальше, до глубокого пенсионного возраста. Они с детства мечтали писать иконы, но у них не было возможности: кто-то экономистом, бухгалтером там — неважно, кем они стали, а в душе у них была такая потребность, которую они себе не разрешали никогда…
И вот я была уже в Союзе художников и со мной начали знакомиться разные люди и начали просить научить писать иконы. И я, молодая такая девчонка тогда — мне очень было трепетно… Я думала: как же? Как я смею вообще кого-то учить, как написать икону? Тем более, обращались в возрасте в основном люди, старше меня…
Я смущалась долго, но потом поняла, что все равно это придется мне сделать. Потому что есть такой запрос; а если я сама умею это делать — надо поделиться. Потому что Господь сказал так: приумножайте таланты. Вот как можете, так и приумножайте…
Постепенно набиралась первая группа, вторая группа — они приходили ко мне в мастерскую. Мастерская при храме в честь Трех Святителей — наш прекрасный храм, батюшка отец Алексий Гладун — настоятель, духовник… А потом случилась пандемия — ну, как все перешли в онлайн, так же и мы.
И вот эти люди, которые пришли учиться… Во-первых, желающих уже было больше, чем в мастерскую умещалось. И те, кто ушли на карантин, дома сидеть — в глубоком унынии люди пребывали. И они меня попросили: «Елена Александровна, запишите нам уроки — мы будем сидеть и писать дома. Выходить нельзя — вот мы будем утешаться таким образом»…
И записала я: сначала один, два, три… Десять уроков… И как-то оно так пошло, пошло, пошло — что я не заметила, как эта пандемия прошла. За это время к обучению приросло уже и из России, и из-за рубежа люди пришли — те, которые хотят учиться, но никогда у них не было такой возможности. И образовалась вот таким образом иконописная школа онлайн, где я стала учить людей тому как написать икону.
Потом даже те, кто у меня в мастерской учились — тоже прекрасно перевелись на эти онлайн-уроки, потому что это очень удобно…
Константин Мацан:
Ну это же тяжело! Как написать икону онлайн? Вот я себе представляю… Я никогда живописи не учился, но как-то интуитивно понимаю, что вот сидит человек перед мольбертом, ну, или перед доской, на которой дерзает писать икону — и вот должен подойти учитель, и вот взять кисточку и так, знаете, как в кино так вот, один штрих так добавить вот так вот — и всё, и оно заиграло новыми красками все… И ученик такой, открыв рот: вот это мастер, да! Вот это — рука мастера… Как этого в онлайне добиться?
Елена Стажук:
Знаете, это даже еще проще, чем когда дождешься — к тебе этот мастер там из тридцати человек в группе подойдет, один раз за полгода тебе вот это вот сделает… А у нас в школе куратор ведет человека каждый день гиперссыль на статью про кураторов, проверяет уроки и рукою мастера рисует прямо поверх работы этого человека — распечатывает там на компьютере…
Сначала так; а потом даже мы вообще просто взяли скрин экрана и на нем мышкой рисовали… И все! И это, оказалось, можно увеличить — прямо показать до прямо… до пикселей, до мили — показать: «Вот здесь вот добавь точечку, вот так вот». То есть, рисует куратор поверх работы, и так бывает.
Чтобы написать одну икону необходимо примерно от 50 до 100 уроков. И каждый урок проверяет куратор, и каждый раз направляет работу, на каждом этапе. Вот настолько дотошно, скрупулезно и очень ответственно…
Константин Мацан:
— Отец Максим, а вот для Вас как для пастыря такой интерес простых людей к тому, чтобы заниматься иконописью, о чем говорит?
Протоиерей Максим:
— Ну, меня радует… Вообще когда я с этим проектом познакомился, у меня было, Константин, точно такое же ощущение сначала, как вот Вы выразили. Мне и до сих пор это кажется невозможным. Как написать икону по интернету? Мне тоже сначала показалось, ну, как минимум странным…
Потом я стал знакомиться ближе, мы с Еленой Александровной подружились — и возник такой общий интерес. Ну понятно, что Елена Александровна — большой специалист, потомственный художник и палешанин, из Палеха… И тут вообще вне всякого сомнения компетенция — что касается собственно иконописи. Но там стали возникать у людей вопросы по теории — и не только по теории церковного искусства, не только по теории иконописи, но и по каким-то даже богословским вопросам. И вот с этим Елена Александровна, собственно, ко мне как ректору семинарии пришла.
Необходимо было освещать с точки зрения истории церковного искусства, догматики, даже литургики… Как икона живет в храмовом пространстве, и как она, и зачем она — тут подключились уже мы. То есть, теперь это такой проект, в котором семинария наша тоже с радостью участвует.
И для меня было радостно, что у людей такой запрос. Я действительно удивился, увидев, сколько людей хотят это слышать. И им, в общем-то, это, наверное, не менее интересно, чем собственно вот поставить руку, или собственно узнать что-то о темпере там, о левкасе и так далее. У людей возник интерес не только к тому, как написать икону, но и к церковному учению в том числе.
И мы постепенно начали записывать тоже свои уроки… Во-первых, пандемия научила всех — нас же всех в марте 20-го года учебный комитет на дистант перевел, и мы долго на нем были. То есть, нам технологии были понятны. Мы стали записывать лекции по ряду тех дисциплин, которые были востребованы в «Русской иконописной школе».
Я, собственно, отвечаю за литургическую часть, потому что лет 20 литургику преподаю… Для «Русской Иконописной Школы» записываю лекции регулярно. До сих пор продолжаю писать этот цикл. У нас есть прекрасные специалисты теоретики по церковному искусству — Елена Владимировна Деева, кандидат философских наук.
От этого процесса, я думаю, взаимное обогащение получили все. Ученики «Русской Иконописной Школы» — кроме практики и знаний как написать икону, они получили еще и очень много знаний. А для меня это — один из возможных, но очень действенных вариантов катехизации.
То есть, люди, придя в школу имеют порыв, хотят писать иконы и еще действительно зачастую многие из них не настолько воцерковленные люди, многие только начинают свой путь. И вот через это они втягиваются в веру, углубляются.
Потому что катехизация — она успешнее идет тогда, когда есть некая практика. То есть вот, через иконопись… Или есть катехизация через такое практическое занятие церковным пением, например. То есть, у нас вот один из выпускников писал как раз… Писала работу о том, как можно при помощи создания на приходе кружка пения (это история, которая была у нас в Самаре), через разучивание тех же песнопений, через прикосновение к этому виду церковного искусства воцерковиться. Пение и иконопись — это разные, но очень такие важные оба вида церковного искусства.
Поэтому вот этот вариант — в том числе вариант катехизации. То есть, люди получают информацию действительно… Ну, может быть, не в масштабах прямо семинарского курса — более сжатую, конечно. Потому что им в масштабах полного семинарского курса, наверное, не надо — перегружать тоже.
И вот для меня это очень такая вдохновляющая была история – потрудиться и послужить делу воцерковления многих.
Елена Стажук:
Да, курс обучения построен таким образом, что теория и практика идет по очереди. То есть, человек не может перепрыгнуть через теоретические знания и получить практические. Чередуются уроки по теории и уроки по практике. И так все время обучения. И человек, который хочет писать иконы — как бы он там ни был настроен изначально, во время прохождения теоретических — и практические одновременно: то есть, он пишет икону — и в это время он слушает лекцию.
Вот так у него устроено все обучение. И хочет или не хочет он того, но 99,9% наших учеников очень благодарны за теоретические знания. И они когда заходят на обучение, спрашивают: «А как мы узнаем, как написать икону, кроме того, что мы технологию изучим и технику?». А вот так — у нас батюшки преподают, они вам расскажут, что надо делать. Как поститься, как молиться…
Некоторые воцерковлялись очень долго и мучительно в своей жизни; а когда пришла в их жизнь иконопись, процесс этот пошел для них намного легче, приятнее — ну по-человечески так просто… Что нету сопротивления какого-то — вот войти в храм уже, на исповедь, на причастие. Человек понимает, что он садится сейчас икону писать — ему надо пойти исповедаться и причаститься…
Константин Мацан:
Ну вот любопытный момент: ведь может показаться, что человек просто приходит получать ремесло. Потому что какая разница: пишешь ты картину, икону, что-то еще — просто есть технология, есть техника, есть законы, как это делается. «Вот и изучу новый жанр»…
А вы ему говорите: «Нет, тут надо еще духовной жизнью немножко пожить». А как это объяснить? Вот как связано качество написанной иконы с тем, молился ли человек или не молился, причащался или не причащался? Что, по-другому как-то краски ложатся?
Елена Стажук:
Насущный вопрос… Когда мы рекламу начали давать, нам стали писать: «Да как же так — без благословения писать иконы нельзя…». Я думаю: слава Тебе, Господи! Люди про благословение вспомнили вообще — хоть сейчас они об этом вспомнили! Я очень порадовалась.
Я могу сказать, у нас вот 2 500 учеников на сегодняшний день по всему миру — ни одного случайного человека, который бы просто так зашел, лишь бы чему-нибудь поучиться. Вот ни одного такого нет. У каждого свой какой-то духовный путь обязательно был.
Даже если он нам об этом и не говорит в открытую — потом оно выясняется в ходе обучения. Там же происходит общение, там можно задать вопросы священнику.
У нас есть отец Сергий Крейдич — он просто гений… Могу сказать на всю страну: отец Сергий, Вы прекрасны! Это человек, который отвечает на все сложные вопросы, очень много дает на ютуб-канале — у нас он там «звезда»… Это очень важно — получать ответы на свои духовные вопросы по ходу обучения.
И вообще, никакого принуждения быть не может. То есть, все люди — они очень серьезно относятся к обучению с точки зрения того, какая жизнь должна быть у человека-иконописца. Они пришли для того, чтобы узнать, какой должен быть иконописец. Они когда только начинали, только сомневались, когда в душе у них такая вот зародилась мечта — написать икону, они еще в тот момент начали думать: «Как правильно мне начать жить?», искали ответ на этот вопрос…
И вот они пришли в школу — и им тут рассказали, что такое христианство, Кто Такой Иисус Христос и как Он в нашей жизни присутствует, как Он нашу жизнь меняет. И вот это изменение сердца, которое происходит у человека — оно только с Богом может произойти. Это чудо. Нету этому объяснения…
А уж какими путями человек пришел — это только там сверху видно, да. Пути Господни неисповедимы… Слава Богу, если до сердца человека смогли мы достучаться именно через иконопись — это счастье, что человек не скорбями пришел к Богу, а вот так — через искусство…
Константин Мацан:
Отец Максим, а Вы что об этом думаете?
Протоиерей Максим:
Потребность в иконе была большая, и если мы глянем веками назад — не все были Андреями Рублевыми, не все были Дионисиями, не все были Феофанами. А если уж посмотрим на динамично растущую Российскую Империю, там 19 век — чем утолялся иконный голод? Ну очень простыми вещами: хорошо, если это там при монастыре иконописная мастерская более-менее качественная.
А так вот и сельское письмо было. Есть такие образцы, в том числе и у нас в Епархиальном музее, в хранилище. Не каждый человек, кто вот даже прошел полное обучение — не каждый потом сделает иконопись делом всей своей жизни, и будет профессиональным иконописцем. Для многих людей это действительно вот такой путь — больше про воцерковление. Ну и через прикосновение к прекрасному.
ПРОДОЛЖЕНИЕ СЛЕДУЕТ
Еще больше о том, как становятся иконописцами, какие иконы учатся писать в «Русской Иконописной Школе», о пути воцерковления через иконопись, можно прочитать в статьях на сайте «Русской Иконописной Школы» по ссылке https://rishikon.ru/blog/