Великий Пост: когда и как проходит, как поститься
Великий пост — одно из главных событий православного мира, к которому, как к пути, готовятся верующие.
Пост — не повинность, не наказание. Это врачевание для человеческой души. Это дивный духовный опыт, во время которого приобретается чистота сердца и тела. Это духовное путешествие, цель которого — Пасха.
Для чего же пост нужен православному человеку? В чём смысл поста и с какой целью постятся христиане?
Когда начинается Великий Пост
Православные христиане постятся перед Пасхой. Поэтому начало Великого поста зависит от даты этого великого праздника.
День празднования Пасхи не привязан к какому-то конкретному дню, он зависит от солнечно-лунного календаря, принятого у евреев. Назначение даты праздника соотносят со временем казни Христа, а потому для вычисления дня Пасхи, среди прочих, необходимо соблюсти несколько простых условий:
- Пасха должна выпадать на Полнолуние и воскресный день
- Православные не могут отмечать свой праздник раньше иудеев
- Пасха празднуется всегда после весеннего равноденствия
В 2023 году Пасха приходится на 16 апреля по новому стилю.
Исходя из этой даты, можно вычислить день начала Великого поста: в 2023 году это 27 февраля.
В чём суть Великого Поста
Суть Поста не в уменьшении объёмов еды и пития. Первостепенная суть поста в том, чтобы дать человеку вспомнить, что у него первично, а что — вторично. И с православной точки зрения, Пост это не ограничение, а освобождение.
Всё, что имеет человек материального, всё, над чем он радеет и о чём заботится, однажды может у него отняться. Это может произойти в любой момент, и приходит время, когда человек начинает об этом задумываться.
Время Великой Пасхи — это веха, когда мир получает благословение до следующей Пасхи в виде сошедшего Благодатного огня.
Поэтому, Великий Пост — это время подведения итогов и возможность встретить очередной праздник внутренне обновлённым. Это время сосредоточения. Время починки, коррекции и даже создания своих истинных ориентиров.
Какие есть ограничения в пост
С самого начала пост связан с молитвой, а потому предполагает ограничения как плотские, так и духовные.
В живом человеке нельзя разделить душу и тело. Значит, тонкие настройки внутреннего мира невозможны без заботы о чистоте физической и телесной.
Верующие знают об этом. А потому начало Великого Поста встречают с радостью и великой готовностью. Именно по этой причине воцерковлённых людей во время Великого Поста нельзя соблазнить ни светскими, ни личными праздниками.
Во время Великого Поста в соответствии с 52 правилом Лаодикийского Поместного Собора запрещено совершать браки. Это время предполагает одновременное супружеское воздержание.
Для периода Великого Поста характерны следующие ограничения:
- Ограничения в еде. Состояние тела сильно воздействует на душу. А в молитве должны участвовать не только душа, но и тело.
- Духовные ограничения. Речь не о совершении великих подвигов, а, скорее, о наших привычках. Основная задача такого ограничения — усмирить эмоции и страсти.
- Усиленная молитва. Пост — не пост без покаяния, усиленной молитвы и воздержания.
Примером духовного ограничение может быть решение меньше смотреть телевизор и реже заходить в социальные сети. Ведь это поток сильного волнения и эмоций, а когда просыпаются эмоции, сложнее бороться со страстями. И, напротив, когда усмиряются страсти просветляется разум.
Что значит своя мера
В отношении поста есть особое понятие «своя мера». Эта та ноша, которую каждый человек осознанно может понести.
Как мудро, всё-таки рассудили святые Отцы о питании в постные и скоромные дни и периоды. Получается, что благословенный пост полезен не только для христианской жизни, но и для сохранения здоровья. Потому что многие наши болезни возникли по причине ожирения, чрезмерного употребления мяса, яиц, молока и сладостей.
Конечно, монах в келье не сталкивается с такими вещами, с которыми бок о бок живёт мирянин. Именно с целью сосредоточения и уединения монахи уходят от мирских страстей.
Поэтому и говорят, что у каждого своя мера поста.
С одной стороны, постится вся Церковь, и в этом есть великая солидарность. С другой стороны — у каждого своя мера. Ведь человек может наложить на себя обязательства, а потом не выдержать. Поэтому нужно помнить о том, к каким ограничениям готов внутренне тот или иной человек. А каждый из нас внутри себя знает, с чем ему бороться.
Пост — это некий индикатор, такое состояние души человека, который даёт ответ на вопрос: люблю ли я Бога.
Если ты христианином назвался, то ты соблюдаешь все правила. Если человек говорит, что ему не нужен пост, то и христианство ему не нужно. Пост — это движение навстречу Христу, к причастию. Но если нет поста- то и нет движения.
Почему мы зовёмся христианами? Потому что мы следуем за Христом. Человек, который с Богом, может перенести все искушения и страдания на жизненном пути.
Ограничения в еде в Великий Пост
К посту приступают люди с разным уровнем здоровья, разным уровнем духовной готовности. У каждого из нас свои немощи, а потому к посту нужно подходить разумно.
Тот, кто не постился ни разу, должен подходить к этому занятию постепенно и благоразумно.
Нельзя ограничивать себя в пище детям и больным людям, если только это не касается сладостей и излишеств.
Для ограничений в питании в Пост есть несколько общих правил:
- Во время Великого поста нельзя есть мясо, рыбу, яйца, молоко, растительное масло, вино
- Во время Поста предполагается один приём пищи в день
- Растительное масло разрешено по субботам и воскресным дням
Самыми строгими являются первые четыре дня Великого Поста и последняя неделя — Страстная седмица.
Период ограничений в еде не должен быть тягостным. Напротив, он должен быть духовно приятным так же, как приятна лёгкая утренняя пробежка или зарядка.
Но нужно знать свои силы. Иначе можно либо впасть в разочарование и уныние, либо принести много вреда своей душе и телу.
Как мы уже говорили, каждый человек должен сам определить, свою меру поста.
Но если ноша не по силам, то как упростить себе пост: в его строгости или длине? Архимандрид Спиридон (Ефимов, 1984 г.) считал, что лучше сокращать в длине.
Лучше поститься меньше времени, но соблюдать все правила, чем поститься больше, но без соблюдения правил.
Как долго длится Великий Пост
Пост длится 48 дней. 40 дней именуются Четыредесятницей. Из оставшихся один день приходится на Вербное Воскресение, второй — на Лазареву Субботу, шесть оставшихся — Страстная Седмица.
В церковной трактовке пост делят на седмицы, по-мирскому — недели. А вот неделями называют воскресные дни.
В этот период в церкви не производят обряд венчания, меняется чин богослужений.
Чтобы приступить к посту с доброй душой, сосредоточиться на духовной жизни и с чистым сердцем встретить светлый день Воскресение Христово, в последний день перед Великим Постом все православные просят друг у друга прощения и прощают взаимные обиды.
Прощённое Воскресенье — последний подготовительный день. И далее начинается длинный путь, венцом которого станет Великая Пасха.
Первая седмица Великого Поста, Торжество Православия
В первую седмицу поста в церкви читается канон святого Андрея Критского и молитва Ефрема Сирина.
Считается, что без этого канона пост — не пост. Задача канона настроить на начало поста и незадолго до окончания поста подвести итог.
Молитва Ефрема Сирина — это молитва покаяния. В ней перечислены грехи, которые нам мешают каяться, и добродетели, которые в этом помогают.
В субботу первой седмицы совершается память великомученика Феодора Тирона. А венчает седмицу воскресение, которое называется Неделей Православия или Торжеством Православия.
Суть этого дня — вспомнить об окончательной победе Православия над всеми ересями. Особенно над последней из них — иконоборчеством.
Вторая седмица Великого Поста, святителя Григория Паламы
Со второй седмицы Великого поста церковь начинает молиться за усопших. Совершается заупокойная служба.
На этой неделе Церковь по большей части испрашивает у Господа благословения для верующих, чтобы просветлился их ум и пришло внутреннее духовное озарение.
Во второе воскресение Великого Поста празднуется память Григория Паламы.
Третья седьмица Великого Поста, Крестопоклонная
Начинается третья седмица Великого поста — путь пройден наполовину. И нужно укрепить верующих в трудном поприще поста.
Кажется, что исповедь ничего не меняет, добродетели не укрепляются, и человек чувствует свою немощь. Поэтому в воскресенье этой недели при всенощном бдении в центр храма выносится Животворящий Крест, чтобы напомнить о страданиях Спасителя. Эта неделя посвящена страданиям на Кресте Иисуса Христа.
Третья неделя дает почувствовать верующему, что такое Крест, который Спаситель заповедовал всем нам нести. Он будет находиться в храме до пятницы четвертой седмицы.
Четвёртая седмица Великого Поста, преподобного Иоанна Лествичника
В четвертую седмицу продолжается поклонение Животворящему Кресту. В воскресный день вспоминаем святого подвижника Иоанна Лествичника и его творение «Лествица рая» — путь постепенного восхождения человека к Богу, словно по лестнице.
Упоминание Иоанна Лествичника важно и нужно потому, что в своём труде он описывает собственный опыт духовного восхождения. Что нужно делать, с чего начинать, и чем это потом закончится — «Лествица», так по-другому называют книгу Иоанна Лествичника, словно дает компас на этом пути.
Пятая неделя Великого Поста, преподобной Марии Египетской
Пятая неделя поста — предпоследняя. И у многих людей, кто старался поститься, могут ослабеть не только телесные, но и духовные силы. Поэтому именно на этой неделе читается стояние Марии Египетской. Это одно из самых важных и продолжительных великопостных богослужений.
В субботу пятой седмицы в церкви читается Акафист Пресвятой Богородице. Это единственный день в году, когда читается этот акафист.
Шестая неделя Великого Поста, Вход Господень в Иерусалим. Неделя ваий
Наступает неделя вайи, в переводе с греческого языка – ивовых веточек.
Христос явил себя миру как мессия, Спаситель. Но за это и поплатился.
Эта неделя посвящена воспоминанию торжественного Входа Господня в Иерусалим за несколько дней до своей казни. Молящиеся как бы встречают невидимого грядущего Господа и приветствуют его, как победителя смерти.
Суббота шестой седмицы именуется Лазаревой, когда церковь вспоминает чудо воскрешения Лазаря.
Венчается шестая седмица ярким и светлым праздником — Вербным воскресением.
Страстная неделя
И вот заканчивается Четырехдесятница. Наступает время Страстной седмицы. Время самого строгого поста и подготовке к главному празднику православия — Пасхе.
Эта неделя – последнее испытание для верующих.
Особой строгостью эта седмица отличается потому, что она посвящена последним дням земной жизни Иисуса Христа.
Все службы Страстной Седмицы построены в особом хронологическом порядке, чтобы донести до верующих историю страданий Христа.
Самый строгий день Страстной Седмицы — Великая Пятница. В этот день в центр церкви выносится плащаница и совершается обряд в честь снятия Иисуса с креста и его погребения.
В Великую Субботу священники переодеваются в белые одежды, после службы верующие ждут сошествия Благодатного Огня, освящают куличи и яйца. Православный мир ждёт приближения Пасхи.
Каждый из нас слышал утверждение: Бог есть любовь.
Что такое любовь? Её трудно определить в каких-то качественных определениях. Но ее можно измерить. Она измеряется жертвой. Где есть жертва, там есть любовь.
Пост — это тоже жертва, когда каждый постящийся жертвует своими грехами, страстями ради Светлого Воскресного дня. Эта жертва нужна для того чтобы с очищенной и лёгкой душой встретить Светлый Праздник Пасхи и произнести: Христос Воскрес!