Кто такие блаженные и юродивые в Православии? И почему их всегда любили на Руси? Икона блаженной Ксении в каждом доме.
Святые почитаются Церковью с самых первых времен своего существования. В настоящее время, чтобы причислить человека к лику святых требуется его канонизация, которая может произойти только после смерти человека.
Например, святая блаженная Ксения Петербургская была канонизирована Поместным Собором Русской Православной Церкви в чине блаженной 1988 году. Это случилось приблизительно через 182 и максимум через 194 года после ее кончины. С этого момента стали писать иконы святой.
Для канонизации того или иного человека среди множества условий обращают внимание на святость жизни, соответствие веры подвижника православному вероучению, почитание народом, дар чудотворения при жизни и/или после смерти, нетленность мощей (как дополнительный, не определяющий критерий), страдание за православную веру, мученическая кончина за веру. В зависимости от типа святости делается надписание на иконе.
Традиционно выделяется 10 ликов или типов святости, которыми прославляются святые:
- Апостолы
- Равноапостольные
- Преподобные
- Пророки
- Бессребренники
- Благоверные
- Мученики
- Юродивые, блаженные
- Праведные
- Святители
Подробнее поговорим о юродивых и блаженных
С греческого слова «блаженный» переводится как «счастливый человек». То есть человек, который дарит благо. Кто же они на самом деле?
Если говорить о характеристике «Блаженные», то это святые, которые глубоко веровали во Христа и жили по заповедям блаженства. Эти заповеди Иисус Христос произнес в Нагорной проповеди и они дополняют 10 заповедей, данных Моисею. Их можно назвать «христианские заповеди счастья». А счастье в духовном понимании — это внутреннее состояние: смирение и близость к Богу.
Рассмотрим понятие «блаженные (юродивые)» как лик святости. Андрей Виноградов, кандидат исторических наук, доцент Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета дает такое определение:
Таких святых называют по типам святости «блаженными». И этот термин прилагается к такому необычному типу святости, как юродство. Вернемся к определению Андрея Виноградова: «Посредством мнимого безумия юродивый обличает мир в его грехах, пытается его наставить на путь исправления. Юродство внутренне связано с подвигом «человека», типологически это близкие лики святых, и отличает их только элемент обличения, направленность подвига юродивого вовне».
Юродство – род подвижничества
В Киевской Руси в XII веке о некоторых преподобных говорится, что они временами юродствуют. Например прп. Исаакий, затворник Печерский, и прп. Авраамий Смоленский.
Первым же настоящим юродивым на Руси был Прокопий Устюжский, живший предположительно между XII и XV столетием. Про него в житии говорится: «Был он смолоду богатым купцом «от западных стран, от латинска языка, от немецкой земли». В Новгороде он познал истинную веру в «церковном украшении», иконах, звоне и пении и крестился». Под видом нищего калеки он спал на куче мусора и ходил по Устюгу в рубище.
В подобном рубище святая блаженная Ксения Петербургская гиперссыль на выбор тарифа без прямого эфира многими веками позже скиталась по городу Петербургу. В этом рубище мы можем видеть ее и на иконах. Зачем же они все это делали?
В тропаре св. блж. Ксении Петербургской все как нельзя понятно сказано. Приведем слова тропаря с переводом на русский язык:
Нищету́ Христо́ву возлюби́вши,/ безсме́ртныя трапе́зы ны́не наслажда́ешися,/ безу́мием мни́мым безу́мие ми́ра обличи́вши,/ смире́нием кре́стным си́лу Бо́жию восприя́ла еси́./ Сего́ ра́ди дар чудоде́йственныя по́мощи стяжа́вшая,/ Ксе́ние блаже́нная, моли́ Христа́ Бо́га// изба́витися нам от вся́каго зла покая́нием.
Перевод:
Нищету Христову возлюбив, сейчас ты наслаждаешься Бессмертной Трапезой, обличив безумие мира своим мнимым безумием, крестным смирением ты приняла силу Божию. Потому дар чудодейственной помощи заслужившая, Ксения блаженная, моли Христа Бога об избавлении нашем от всякого зла через покаяние.
Что привлекает людей в юродивых? Юродивые: Святые дураки
«Любят на Руси юродивых» — расхожая поговорка, но в данном контексте она звучит как «Любят на Руси дураков». Почему же люди любят святых, которые добровольно внешне лишились разума?
Чудодейственная помощь, которая приходит людям по молитвам к блаженным, Христа ради юродивым и избавляет от всякого зла делает их любимыми среди православных. Например почитание святой Ксении Петербургской началось уже при ее земной жизни, а после кончины оно усилилось. Во многих домах христиан в иконостасах стали появляться иконы блаженной Ксении.
Каждый желающий может написать икону св. блж. Ксении. Участники интенсива-практикума онлайн-школы иконописи «Русская Иконописная Школа» пишут ее методом скорописи за 4 дня. А во время написания иконы святой блаженной Ксении Петербургской участники интенсива молятся в эфире соборной молитвой и просят ее помощи.
Как написать икону блаженной?
Написать икону любимой святой Ксении Петербургской за 4 дня сможет каждый. Выбирайте один из 3 тарифов и получите список материалов для работы и прорись иконы святой Ксении.
Прежде чем приступить к написанию иконы необходимо пройти уроки по постановке руки. Это первые уроки иконописи, которые проходят ученики Школы на курсах. Сейчас эти уроки на примере прориси с иконы св.блж. Ксении доступны бесплатно. Ниже ссылки на три урока и прорись, которая необходима для работы.
Вы можете свободно посмотреть эти уроки бесплатно по ссылкам
1 урок – «Живая линия» и элементы постановки руки
2 урок – Работа по прориси образа святой Ксении
3 урок – «Притенение» на прориси
Список необходимых материалов:
- бумага для черчения, лист А4
- кисточка №1, №2 и №3 колонок
- черная, красная краски акварель
- палитра
- вода
- распечатанная прорись (понадобится ко 2-му уроку), по которой мы будем работать
Скачать прорись можно здесь 👇
С теплом, команда «Русской Иконописной Школы».