«Русская Иконописная Школа» в гостях у радио «Губерния». 19 вопросов об иконописи и ответы на них. Часть 2.
Продолжаем публиковать замечательное интервью с радио «ГУБЕРНИЯ». В выпуске программы «Вечерние беседы» приняли участие Елена Александровна Стажук, основатель онлайн-школы «Русская Иконописная Школа», мастер-иконописец, член Союза художников России и Елена Владимировна Деева, искусствовед, кандидат философских наук, доцент кафедры церковно-практических дисциплин Самарской духовной семинарии. Получился уютный, камерный эфир, из которого слушатели смогли узнать много интересного о том, как устроена иконописная школа, в чем ее особенность и кто может писать святые образы.
- Сколько уроков содержит один курс?
Е.А.: Как и любое сложное дело, процесс обучения иконописи мы разделяем на небольшие участки, уроки. Курсы для начинающих включают свыше 70, иногда 80 уроков, после каждого этапа ученик отправляет работы на проверку, наши кураторы просто не дадут сделать что-то неправильно. Каждый этап обучения вполне по силам любому ученику и так, небольшими шажочками, он движется к главной цели: написанию иконы. Многие из тех, кто впервые держит в руках образ, написанный собственноручно, говорят, что сами не верят в то, что получился вот такой результат, что это они его сделали.
- Иконы, которые написаны учениками онлайн-школы «Русская Иконописная Школа» могут принимать участие в выставках?
Е.В.: Идея организации выставки работ учеников зародилась на этапе основания школы. Мы ежегодно организуем международный Фестиваль христианского искусства «Окно в мир», на котором проводится выставка иконописных работ наших учеников. Уже с первого года работы Фестиваля ученики откликались на предложение принять участие в выставочной экспозиции и присылали свои работы. Сначала было около сотни, потом двести икон, потом еще больше. Выставка помогает и ученикам и тем, кто только планирует начать обучение в школе, убедиться, что все по-настоящему. Она наглядно показывает успехи и качество подготовки обучающихся.
Конечно, уровень, которого достиг преподобный Андрей Рублёв, доступен далеко не каждому и это нормально. Каждый сможет написать свою икону хорошего качества, если будет стараться и проходить путь обучения по-честному, по-настоящему.
- Есть такое понятие: Псковская иконописная школа, Новгородская, наверняка есть Волжские традиции написания икон… Они все разные или все-таки что-то их объединяет?
Е.В.: Момент, когда были разные иконописные школы, был до собирания русских земель. После XV века все начинают больше писать в традиции Московской и это — абсолютно нормально. У Церковного искусства есть свой путь, очень интересный и непростой. К примеру, в период царствования Петра I, иконное письмо отошло на периферию, появились промысловые села такие, как Палех. Сегодня мы не можем говорить, что это — отдельная школа, скорее, некие традиции письма. К примеру, в Самару палешане с конца XIX века приезжали и привносили что-то свое в иконопись. Чтобы понять, чем отличаются традиции одной школы от другой, научиться понимать символику, смысл иконы, нужно стать учеником иконописной школы. У нас, в онлайн-школе «Русская Иконописная Школа», этим темам уделяется большое внимание.
- Есть ли какие-то секреты у иконописцев?
Е.А.: Скажу так: иконопись — это один большой секрет (улыбается). Я сама родом из Палеха и на примере своего опыта могу отметить, что это — настоящий анклав. Закрытое сообщество со своими умениями, знаниями, которыми очень редко и неохотно делятся. Нет смысла спрашивать местных мастеров, как творить золото, как смешивать краски. Не расскажут. Хочешь узнать все особенности иконописи? Поступай в Палехское художественное училище и отучись там 4 года. Я его закончила и с удовольствием делюсь всеми приемами, секретами, которые знаю.
- С какими запросами люди чаще всего приходят в иконописную школу? Какие жизненные обстоятельства помогают им прийти к написанию образов? Что они хотят открыть для себя, найти?
Е.А.: Каждый ученик — это отдельная история . Если попытаться классифицировать, то могу сказать, что в основном это — люди, которые мечтали в детстве стать художником. Но родители решили, что художник — не профессия и настояли, чтобы ребенок получил «нормальную» в их понимании специальность: бухгалтера или экономиста. И вот человек в 30, 40 и даже иногда в 70 лет осознает, что мечта детства может сбыться, что появилась такая возможность, благодаря которой не нужно ехать учиться в другой город, думать, куда на время уроков определить маленьких детей… Онлайн уроки — они всегда вовремя, человек сам выбирает, когда их смотреть. Курсы построены по-разному и кто-то пишет икону за 2 месяца, а кому-то нужно 2 года.
- Наша программа выходит накануне большого праздника, Крещения Христова. В связи с этим вопрос: можно ли в это время начинать писать иконы, может быть это — самое подходящее время? С другой стороны, известно, что по христианской традиции в праздники работать нельзя.
Е.В.: Если человек в праздник начал свой день в храме, отстоял утреннюю службу, помолился, попросил благословения на обучение — то нет ничего плохого в том, что он будет в этот день писать икону. Ведь это — благое дело, которое никому не навредит. Поэтому этот вопрос можно сразу закрыть, особенно если человек живет христианской жизнью и в традициях православной веры.
По поводу Крещения: завтра все, кто придут в храмы, увидят на аналое образ Крещения Господнего . Его очень интересно читать, ведь эта икона имеет много информации, выраженной при помощи изобразительных средств и приемов. На иконе — Господь наш Иисус Христос в святых водах реки Иордан. Рядом с ним стоит Иоанн Предтеча и совершает Крещение в поклоне к Нему. Выше находится сегмент неба, из которого исходит луч, символизирующий глас Господа, говорящий: «Ты Сын Мой Возлюбленный; в Тебе Моё благоволение!» (Лк. 3:21-22). Над Господом изображен парящий голубь, таким образом на иконе мы видим Троицу. Вообще, практически все иконы, связанные со Спасителем, Господские иконы изображают Троицу. Также на этом образе есть очень интересные детали: ангелы с покрытыми руками, с полотенчиками, это благоговейный жест, потому что все святое в Церкви происходит через полотенце. В святых водах реки Иордан часто изображается два существа, плывущих в разные стороны, похожие на тритонов или дельфинчиков. Это — очень интересные персонификации моря и Иордана. Считается, что когда Господь вступил в светлые воды Иордана, река потекла вспять. Таким образом было исполнено пророчество, отраженное в Ветхом Завете.
Икона — это действительно текст, который сможет прочесть каждый, кто знаком с традицией. Эти тексты мы слышим в храме во время песнопений. Икона не может восприниматься абстрактно, ее нужно понимать в контексте христианской жизни и храмового действа.
Е.А.: Вот сколько информации прозвучало за две минуты! Такие же знания получают ученики онлайн школы «Русская Иконописная Школа». Елена Владимировна — прекрасный преподаватель, делится знаниями просто, доступно, так, что очень хочется об этом слушать.
Читайте продолжение интервью в следующей статье по ссылке https://rishikon.ru/russkaya-ikonopisnaya-shkola-v-gostyah-u-radio-guberniya-19-voprosov-ob-ikonopisi-i-otvety-na-nih-chast-3/