«Русская Иконописная Школа» в гостях у радио «Губерния». 19 вопросов об иконописи и ответы на них. Часть 1.
В выпуске программы «Вечерние беседы» приняли участие Елена Александровна Стажук, основатель онлайн-школы «Русская Иконописная Школа», мастер-иконописец, член Союза художников России и Елена Владимировна Деева, искусствовед, кандидат философских наук, доцент кафедры церковно-практических дисциплин Самарской духовной семинарии. Получился уютный, камерный эфир, из которого слушатели смогли узнать много интересного о том, как устроена иконописная школа, в чем ее особенность и кто может писать святые образы.
Итак, 19 вопросов, которые волнуют тех, кто никогда не писал иконы и хочет этому научиться.
- Как давно появилась «Русская Иконописная Школа» и кто может стать ее слушателем?
Е.А.: «Русская Иконописная Школа» — это относительно новое для Самары явление, мы работаем четвертый год и успешно обучаем желающих в формате онлайн. История создания Школы началась с очного обучения и была напрямую связана с запросом, духовным поиском у людей, желающих прикоснуться к иконописи. Ко мне начали обращаться люди с просьбами написать иконы, а затем и с вопросами, могу ли я научить писать образы. Таких запросов было не один-два, их было действительно много. К формированию обучающей программы я подошла очень внимательно, серьезно и потратила на эту работу три года. Когда программа была написана, я набрала первые две группы на очное обучение. Мы занимались в мастерской Храма Трех Святителей города Самары, места было немного, поэтому далеко не все желающие смогли попасть на обучение.
В то время мы не догадывались, что это — не главная проблема: как только у учеников начало что-то получаться, появились первые успехи — пришла пандемия. Для всех нас это было настоящей трагедией, ведь пришлось прервать обучение. По многочисленным просьбам учеников, я начала записывать уроки на видео. Так «Русская Иконописная Школа» сделала первые шаги навстречу онлайн-формату. В то время нам казалось, что полноценное обучение иконописи онлайн невозможно, даже многие батюшки сегодня говорят, что в ту пору их одолевали сомнения и они рады тому результату, который получился.
Постепенно мы полностью перешли в онлайн-формат, который оказался удобнее очного обучения. Во-первых, нашим учеником может стать житель любого города и страны, главное, чтобы был доступ в интернет. Во-вторых, обучаться можно в любое время суток. Это важно, так как многие наши ученики работают и не всегда у них была бы возможность посещать уроки в мастерской. Онлайн-обучение оказалось очень востребованным форматом и сегодня у нашей школы более 3000 учеников по всему миру.
Важно понимать, что иконопись — это не просто изобразительное искусство. Это — духовный путь. И нам очень отрадно осознавать, что сегодня у общества есть огромный запрос, связанный с поиском пути к Господу, а мы помогаем его реализовать.
- Кто такой иконописец? Это — художник, который создает канонические изображения святых и лиц, причисленных к святому пантеону? Нужна ли специальная подготовка, чтобы стать иконописцем, нужно ли спрашивать благословение, чтобы писать иконы?
Е.А.: Когда «Русская Иконописная Школа» только начала переход в онлайн-формат и сделала свою первую рекламу — мы получили очень много вопросов о том, нужно ли благословение на написание икон. Для меня, как и для любого православного христианина, благословение на важный, значимый для человека шаг — это естественно. Продажа дома, женитьба, обучение — на все нужно благословение.
На этот вопрос я отвечала и отвечаю так: приходите в онлайн-школу «Русская Иконописная Школа» и наши преподаватели — священники Самарской духовной семинарии — расскажут, как и на что нужно брать благословение. А про себя я каждый раз радуюсь, что у людей вообще возник такой вопрос о благословении, для кого-то это может стать первым шагом к воцерковлению.
К нам приходят люди с разными запросами и есть такие, которые откровенно говорят: «Мне интересна исключительно техника работы с темперой на яичном желтке». Мы отвечаем: «Хорошо, но лекции по православию и христианскому искусству мы из курса убирать не будем и вы будете их тоже слушать, это входит в обязательную программу обучения». У нас есть один пример, когда после прослушивания лекций и практических уроков наш ученик, атеист, сказал: «Вы знаете, я все это послушал и крепко задумался…». Возможно, ради одного этого человека мы все это и организовали (улыбается).
- С какими материалами работают ученики онлайн-школы «Русская Иконописная Школа»? В чем особенность красок, при помощи которых пишутся иконы?
Е.А.: Когда я села писать обучающую программу за свой большой стол, буквально заваленный инструментами и материалами, взяла в руки один пигмент, другой, кисть… И поняла, что у людей ничего этого нет и набором ни в одном магазине они этого купить не смогут. Нужна специальная доска с левкасом, меловым грунтом, нужны пигменты. Что такое пигменты? Это — сухой минеральный порошок, смешанный с яичной эмульсией. Можно целую жизнь посвятить, чтобы все это найти, выбрать и собрать в одном месте. Я оценила ситуацию и поняла, что никакой школы не будет, если мы все это сами не приготовим. Так родился короб иконописца . Наши ученики получают короб иконописца, в котором есть все, что нужно.
- Эти материалы все-таки можно приобрести самостоятельно?
Е.А.: Мы рассказываем, учим, где брать материалы. Но тут не будет готовых списков магазинов, просто взять и купить краски не получится. Что-то заказывается в маленьких, частных мастерских, какие-то краски не подходят для иконописи. К примеру, охра светлая есть везде, множество производителей ее выпускают. Но я много лет искала ту, которая идеально подходит для написания икон и нашла! Именно ее я буду рекомендовать своим ученикам.
- Занятия в онлайн-школе «Русская Иконописная Школа» делятся на теорию и практику и в какой пропорции преподаются навыки и знания?
Е.А.: В начале каждого курса половина уроков практическая, половина — теоретическая. Это нужно, чтобы человек вник в суть дела, он может одновременно выполнять практическое задание и слушать теорию. Потом теории становится чуть меньше, она выделяется в отдельные блоки, ученик может выбирать, слушать ему сегодня или писать. Теорию в онлайн-школе «Русская Иконописная Школа» ведут преподаватели Самарской духовной семинарии: ректор, протоиерей Максим Кокарев, священники Сергий Крейдич и отец Герасим, искусствовед Елена Владимировна Деева. Почему много преподавателей? Потому что у каждого свой подход к слушателю и каждый спикер интересен по-своему.
- То есть постичь искусство иконописи онлайн можно ничуть не хуже, чем в очном формате?
Е.А.: Конечно! Наши теоретические и практические уроки у ученика есть в записи, можно в любой момент вернуться к тому или иному материалу, пересмотреть, переслушать. Такое невозможно, если обучаешься очно, никто не будет просить мастера снова и снова показать, как пишется линия.
Е.В.: Действительно иконопись для большинства людей – табуированная тема, хотя на самом деле это – процесс, связанный с постановкой руки, с освоением художественных приемов. Этапы работы над иконой ученики онлайн-школы «Русская Иконописная Школа» фотографируют и отправляют кураторам на проверку, им помогают исправлять ошибки. Происходит полноценное обучение, только в дистанционном формате. Причем программа по такому же принципу строится и в теоретической части. К примеру, после прослушивания моих лекций ученики выполняют тестовые задания, отвечают на вопросы. Это нужно для закрепления материала и большего погружения в тему урока.
Читайте продолжение интервью в следующей статье – https://rishikon.ru/russkaya-ikonopisnaya-shkola-v-gostyah-u-radio-guberniya-19-voprosov-ob-ikonopisi-i-otvety-na-nih-chast-2/