Иконописная школа. Курс «Подмастерье»
Онлайн-школа иконописи «Русская Иконописная Школа» организована в 2019 году. Основатель школы иконописец Елена Стажук начинала обучать иконописи в своей иконописной мастерской (гиперссылка на статью Иконописная мастерская) еще до открытия онлайн-формата. Учениками были жители Самары и области. Сейчас благодаря онлайн-технологиям в школе обучаются люди со всего мира. Здесь осуществляется полный цикл образовательного процесса. Это и теоретические и практические уроки.
Одним из первых курсов, который предлагается для знакомства с иконописью, является курс «Подмастерье» с постановкой руки и написанием Казанской иконы Богородицы. С этой иконы начинается обучение иконописи и по другим курсам, на которые можно записаться с любым уровнем навыков по рисованию.
В программе «Подмастерье» ученики проходят минимальную базу по старинной технике и технологии иконописи на примере Казанской иконы Божией Матери, знакомятся с материалами и инструментами. Иконописная школа на обязательной основе включает в учебный процесс уроки по постановке руки, лекции по Богословию иконы и написание самой иконы.
Казанская икона Божией Матери представляет большой интерес с точки зрения учебного процесса. Именно на ее примере изучаются все первые шаги для старта иконописца. Поэтому данная икона выбрана за основу базового курса «Русской Иконописной Школы» как первая учебная программа. Вы тоже можете написать образ Казанской иконы Божией Матери, даже не обладая навыками рисования. Приходите в нашу онлайн-школу и мы поможем вам освоить мастерство иконописи.
По Казанской иконе изучается каноническое изображение женского лика и детского. По этой иконе легко и правильно получится освоить характеристики и способности пигментов, научиться делать краску, смешивая пигмент с эмульсией (так называемая технология темперы на яичном желтке). На примере этой иконы изучается на практике, как краской пропитывается левкас, как должна выглядеть правильная доска для иконописи и происходит первое знакомство с работой сусальным золотом. Золочение на мордан используется на нимбах, золочение на сусло – используется на одеждах у Спасителя и Богородицы.
СПРАВКА: Мордан – смесь на натуральной основе из смол и масел, которая используется в качестве клея для сусального золочения. Мордан наносится на подготовленную, ровную и гладкую поверхность, в нашем случае – на иконную доску.
Описание учебного процесса
1 блок. Прорись, графья.
Написание иконы начинается с выбора образца и извода. В нашем случае это – Казанская икона Божией Матери по изводу Георгия Гашева (гиперссылка на статью Гашева).
Дальше мы делаем прорись, переносим ее с минимальными потерями в рисунке на доску и выполняем графью: процарапывание рисунка, чтобы он сохранился под всеми красками которые будут наноситься после.
2 блок. Золочение.
Затем приступаем к золочению. Правильно подготавливаем поверхность к нанесению сусального золота, выполняем нанесение и закрепление листового сусального золота.
3 блок. Роскрышь.
Следующий этап – выполнение роскрыши в цвете. Роскрышью называется процесс, когда икона полностью закрывается гармонично сочетающимися оттенками, чтобы не осталось ни одного белого пятнышка. Для этого, в соответствии со старинными технологиями используются минеральные пигменты и яичный желток.
Минеральные пигменты из короба иконописца. «Русская Иконописная Школа» предоставляет к курсам.
4 блок. Детализация доличного письма.
Теперь пришло время наносить притенения и пробелы на икону. А также выполнить детализацию и полностью написать одежду.
5 блок. Личное письмо
На примере Казанской иконы Божией Матери мы учимся писать женский и детские лики, осваиваем навык написания влас. Все это мы делаем при помощи двух приемов: “плави” и “отборки”.
6 блок: Ассист
После написания ликов приступаем к ассисту. Ассист – это лучики света, божественного сияния, которые отражаются на иконе. Мы выполняем его по старинной технологии на сусло, сусальным листовым золотом.
7 блок. Подписание иконы
Далее следует важный этап: подписание иконы. Именно в этот момент икона становится иконой. Важно сделать канонически правильную подпись, без ошибок.
8 блок. Покрытие лаком
Когда работа над иконой закончена, ее покрывают лаком для закрепления красочного слоя. Если технология соблюдена – икона будет храниться много столетий и станет настоящей семейной реликвией.
Иконописная школа, в которой можно освоить все навыки иконописания доступна каждому, кто хочет прикоснуться к этому духовному виду христианского искусства. Выбирайте подходящий курс и записывайтесь в «Русскую Иконописную Школу» https://rishikon.ru/courses/